Из опыта работы А.П. Мацигура,
руководителя театральной студии МДОУ № 11 «Радость»

Баба-Яга живет в Театре?

Где живет Баба-Яга?

Дети отвечают – в театре, а еще там живут и Змей-Горыныч, и снежная Королева, и все-все добрые лесные звери.
А потом там живут Маша-Растеряша, Доктор Айболит, Буратино, да еще Шрек. Все, кого мы представляем, живут в театральных сказках, историях – это ожившие странички любимых Книг. (Да, да не только в анимации, а в книгах! Потому что детская книга - сначала художественное произведение, а потом мультфильм) (прим. автора).

А дети живут в театре?



Дети живут дома и в детском саду. В детском саду есть театральная комната, там живут куклы для спектаклей. Дети берут кукол, костюмы и играют сказку, историю. Значит, дети тоже живут в театре. (Это рассуждают дети).
И мы, воспитатели, те, кто с детьми больше общается, отмечаем, что вопреки бурно надвигающейся информационно-виртуальной жизни, у детей возрастает интерес к театральной составляющей в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.

Почему такой интерес и желание?

А все потому, что этого требует «детская природа», «инстинкт достижения». Детская природа основана на потребности в игре.
И если вы хотите определить, что, действительно, игровая деятельность в ДОУ – ведущая, смело открывайте театр, любой, без декораций, как Британский театр «Глобус», где вместо декораций ставили таблички «лес», «река», и т. д., даже без рекламных кукол би-ба-бо, без дорогих костюмов. Напишите афишу «Театр для детей», сказка «Репка» и играйте.
Ученые, специалисты, практики уже написали для вас хорошие методические пособия. Спасибо скажу за издание авторских программ Губановой О.Н. за издание «Театрализованная деятельность в детском саду», Петровой Т.И. за издание «Театрализованные игры», Сорокиной Н.А. за издание «Театр – творчество - дети» и многим другим, кто так кропотливо и настойчиво рекомендует во что, как, зачем играть детям.
Театрально-игровая деятельность в детском саду не может существовать отдельно обособленным видом деятельности детей, она многолика, она во всех видах образования и обучения.
1. Это и как игровой прием, как развлечение, увлечение, как интерес в познании окружающего мира. Это как игры в Путешествия и Превращения, где развиваются пластика, мимика, движения, тело. Это образ, кукла, игрушка, которая учится говорить четко и ясно.
Магия театрального персонажа – перенос тяжести усилия ребенка на персонаж, хотя при этом ребенок сам учится моделировать эмоции, образную речь, находить нужные интонации и т.д.

2. Выбирая себе роль сам , ребенок уже интуитивно определил, что он будет играть Волка, он хочет быть смелым. И поверьте, этот ребенок откроется и родителям, и сверстникам, и воспитателям. А ведь никто не ожидал. И как теперь этому ребенку станет жить намного легче. Это внутреннее ощущение самого себя никогда уже не останется невостребованным в нужную минуту во взрослой жизни. Дети проживают чувства радости, добра, изживают гнев, злобу, зависть и ненависть, они заряжаются вместе сорадостью, сочувствие, сопереживанием, начинают слышать друг друга, понимать собеседника.
Поможет им в этом театр художественного произведения, неисчерпаемый запас устного народного творчества, классиков детской поэзии и литературы. Пора уже перестать питать душу детей «всякой всячиной», «тарабарщиной» и готовыми сценариями от издателя. Конечно, это проблема – выбрать то, что уподобимо детской душе.
Питать душу надо настоящим, а не тем, что может попасть под руку. Не надо бояться детской неумелости, ее надо уважать.
Ребенок сначала играет для себя, а потом для публики. Это потом он окрепнет, когда почувствует внутреннюю свободу. Детям надо помогать, а не учить изображать. Что значит, помогать? Это кропотливо наращивать игровые умения через упражнения, этюды, игры-драматизации, через чтение и обсуждение, рассуждение о героях, их характерах, поступках. Через доверительное общение воспитателя и детей.

С чего начинать театрально-игровую деятельность в ДОУ?
С малых задач, определенных целей, четкого плана, что вы хотите дать детям, чему они научатся.
Составить мини-программу, наполнить ее определенным содержанием, целями, темами и постепенно расширять тематическое содержание. Театрально-игровая деятельность – это преддверие сюжетно-ролевой игры, значение которой нельзя ничем заменить в подготовке детей к школе.
Как происходит развитие личности? В чем заключается личностный ресурс развития?
На основном этапе выступает самонаблюдение, анализ собственных мыслей, переживаний («Я так думаю – говорит ребенок, - у меня получится», «Я думаю, маме это понравится, или друзья меня возьмут в игру…»), то есть ребенок оценивает себя с внешней стороны. Происходит духовный рост, формируется духовная сущность, осознается внутренняя сила. Через акт самопознания, морального действия, оценки ребенок получает удовольствие от поиска духовного усилия к своему освобождению, выявляет свои психические возможности. Это не означает, что он познает себя вне другого человека. Наоборот, он ищет партнера его взаимодействия.
Приобретение опыта знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях, об уровне усилий и уровне достижения успеха, опыта сотрудничества, умения налаживать сотрудничество в коллективном взаимодействии – необходимое условие для развития личности.
Воспитатель подготавливает почву, условия для тренировки, упражнения данных роста в самопознании и самооценке, предлагает организационную методику театрализованной деятельности, как игровую терапию, так как она и процессуальная и продуктивная деятельность одновременно.
Ребенок имеет возможность выполнять полноценную в социальном плане деятельность (сюжетно-ролевые игры), побуждаемую соответствующей мотивацией. В театрально-игровой деятельности (спектакли для зрителей, подготовка к ним) дети старшего возраста способны взять на себя ответственность и нести ее, познать радость от преодоления препятствий, тяжести закулисной подготовки, от внутренней активности.
Что заставляет, или что побуждает детей достичь успеха, почему он задает вопрос «А как у меня получается?» Мы видим, что у детей формируется внутренний механизм по осознанию себя, выявлению сильных сторон, достижению. Данный духовный рост станет стержнем личности. Это поможет быть активным и самостоятельным в реализации жизненных функций. Наша задача – помочь через преломление условности театра формировать человеческое для себя и других. Так познается мироздание. Поэтому театрализованная деятельность не как формальная организация детских выступлений в спектаклях (больших или маленьких), а как благоприятная возможность, уникальная по своей интегративности, синтезированности должна быть в центре педагогического процесса с целью воспитания, формирования личности ребенка. Несомненно, это проблема для обсуждения. Но нам, как практически освоившим азы театрализованной деятельности в ДОУ, уже это понятно. Нужна система без спешки и формализации, ведь ДОУ существует и работает для детей.

http://www.iumc-dmitrov.ru/node/729